Часто цифровую трансформацию связывают с информационными технологиями. Но, важно понимать, что цифровая трансформация – это, прежде всего, вопрос стратегии. Меняется расстановка сил в бизнесе. Многие компании, вовремя не перестроившиеся, теряют свою рыночную стоимость или даже закрываются, в то время как другие, используя цифровые технологии, только набирают обороты. Например, крупнейшая американская сеть книжных магазинов Borders объявила о банкротстве, не выдержав конкуренции с электронными книгами и букридерами. В то же время, осуществляя ту же деятельность в области книготорговли, но в цифровом формате, рыночная капитализация Amazon возросла более, чем в 20 раз. Таким образом, компании в разрезе цифровой трансформации можно разделить на два вида: цифровые и традиционные. Цифровые компании – это компании, изначально построившие свои бизнес-модели на основе цифровых технологий и использующие их как источник инноваций, дохода и рыночного роста. В качестве примера можно привести Netflix (онлайн-видео), Uber (такси), Вконтакте (социальная сеть). Традиционные компании – это компании, уже существующие на рынке, но вынужденные уходить от традиционной модели к цифровой, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Цифровизация бизнес-процессов или диджитализация (digitalization)— это совершенствование функций и бизнес-процессов с использованием данных в цифровой форме и цифровых технологий. Основой цифровизации процессов является использование детальной аналитики для управления процессами организации. Нередко цифровизацию приравнивают к автоматизации [ https://www.agora.ru/blog/avtomatizatsii-optovykh-prodazh/ ] , позволяющей перенести часть задач с персонала на программные решения. Однако автоматизация – это только первый этап цифровиза-ции. Автоматизация является переносом бизнес-процессов в электронные системы для хранения и обмена данными в существующем виде. Цифровизация – это следующий этап, при котором происходит оптимизация бизнес-процессов с адаптацией к инструментам и технологиям диджитал-экономики. Цифровизация бизнес-процессов уменьшает количество шагов, которые нужны для выполнения конкретной задачи, сокращает объем работы с документами и влияние человеческого фактора, позволяя избежать ошибок из-за усталости и невнимательности. При этом происходит цифровизация не всей компании полностью, а лишь отдельных элементов ее работы, например, функций маркетинга, процедур закупок или процесса производства. В результате, чем больше бизнес-процессов подлежат оцифровке, тем быстрее создаются предпосылки для перехода к цифровому бизнесу. Цифровая трансформация (digital transformation) – это переход к цифровому бизнесу, который затрагивает не только какие-то отдельные аспекты, а совершенствует бизнес-процессы, меняет компетенции персонала, и, главное, бизнес-модели для более полного использования возможностей цифровых технологий. Цифровая трансформация приводит к созданию новых рынков, появлению новых потребителей и бизнеса нового, более высокого уровня. Цифровая трансформация бизнеса оптимизирует бизнес-модели, охватывая различные сферы – продажи, логистику, маркетинг, производство и управление человеческими ресурсами, что позволяет увеличить продажи, снизить издержки и усовершенствовать производство.