Вступление в силу изменений в законодательстве, главным из которых стал переход к заключению потребителями договоров на вывоз твердых коммунальных отходов только с региональным оператором, повлекло за собой необходимость реформирования процессов взаимодействия всех участников цепочки – исполнителей, потребителей, органов местного самоуправления. Переходный период был достаточно проблемным, но в результате проведенных работ и переговоров ситуацию с вывозом мусора удалось стабилизировать. 21 января 2020 года в Краснодаре состоялась очная сессия Design Thinking WorkShop (семинар по дизайн-мышлению) в рамках реализации проектов «Умный город» на территории муниципального образования город Краснодар. Организатором семинара выступила компания ООО «САП СНГ». Основной темой сессии стала необходимость описания процессов и выявление возможных этапов внедрения цифровых технологий в городское хозяйство, создание механизмов рационального управления бытовыми отходами, алгоритмов оптимизации расходов заинтересованных организаций и выстраивание четких процессов взаимодействия с горожанами, активно участвующими в жизни муниципалитета. На сегодняшний день существующие механизмы организации вывоза ТБО справляются с нагрузкой, однако мало приспособлены к введению новых требований по раздельному сбору мусора. На семинар по дизайн-мышлению были приглашены представители управляющих компаний, регионального оператора, департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса и отдела развития цифровой экономики управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства администрации муниципального образования город Краснодар. Диалог был нацелен на создание новых, более цивилизованных взаимоотношений в сфере сбора, утилизации и переработки отходов для поддержания санитарного порядка в городе в целом. Обсуждение этапов утилизации бытовых отходов «от гражданина до полигона» в формате свободного диалога позволило увидеть возможность упрощения механизмов и увеличения скорости взаимодействия между участниками. Результатом решения затронутых проблем должно стать создание оптимального варианта, одновременного повышающего качество жизни горожан и снижающего нагрузку на бюджеты организаций – участников процессов. В качестве положительных эффектов, ожидаемых от предполагаемой системы и влияющих на уменьшение издержек заинтересованных лиц, рассматривались такие мероприятия, как возможность мониторинга наполняемости баков ТБО в режиме реального времени для оперативного реагирования, построение оптимального маршрута для мусороуборочного транспорта на основе заполняемости контейнеров, проведение сквозной аналитики постоянно обновляющихся массивов данных, возможность одновременного допуска всех участников к обобщенным и обезличенным данным. Внедрить данные мероприятия без использования цифровой логистики и интеллектуальной системы мониторинга будет практически невозможно. В эру “уберизации” очевидна необходимость создания мультисервисного мобильного приложения, которое смогло бы позволить в один клик заключить абонентский договор на вывоз мусора или заказать услугу по вывозу крупногабаритного и строительного мусора «от двери». Матрица решений, полученная в результате совместной работы, в дальнейшем будет детально проанализирована ООО «САП СНГ», послужит основой для разработки мероприятий по закрытию обсуждаемых на сессии вопросов и будет предложена участникам мусороуборочных процессов для выбора наилучшего варианта.