На первый взгляд, «цифровая экономика» кажется искусственно придуманным понятием. Тем не менее, она представляет собой вполне объективное явление, которое, как понятие, было введено еще в 1994 году Доном Тапскоттом, канадским ученым и предпринимателем. Он увидел изменения, происходящие в экономике и обществе, связанные с развитием технологий, и смог предсказать тенденции, которые мы наблюдаем на сегодняшний день. Позже, в 2008 году, в одном из своих научных трудов Дон Тапскотт отметил, что основной характеристикой цифровой экономики являются создание, представление и передача информации в электронном (цифровом) виде. На тот момент цифровая информация распространялась в основном на сферу информационно-коммуникационных технологий. На сегодняшний день практически вся информация существует в цифровой форме. По сути, цифровая экономика представляет собой деятельность, являющейся результатом коммуникаций в режиме онлайн между огромным количеством людей, компаний, устройств, процессов и данных. Если еще десять лет назад люди коммуницировали между собой в интернете посредством использования электронной почты, а с организациями и фирмами общались через сайты, то сегодня информация свободно циркулирует между различными объектами – как результат развития сети Интернет, цифровых технологий, мобильных устройств и интернета вещей. Основным фактором конкурентоспособности компании является хорошо организованные потоки внутренней и внешней информации. Внутренняя информация необходима для успешной организации бизнес-процессов, внешняя информация – для представления компании клиентам и партнерам. Потребители, используя мобильные телефоны и другие гаджеты, имеют непрерывный доступ к информации о продуктах компании, об их характеристиках, возможностях доставки, а также об отзывах других покупателей. Важно отметить, что раньше, для того, чтобы оставаться конкурентоспособной, компания вынуждена была иметь большие материальные активы, сейчас же масштаб деятельности компании, благодаря возможностям интернета, практически неограничен. Сегодня даже микроорганизации, пользуясь услугами интернет-платформ, могут получить доступ к мировым рынкам. Огромное количество заказов, получаемых посредством интернета, вынуждают компании совершенствовать свою деятельность, логистику, производить или поставлять новые продукты. Поэтому портфели продуктов и услуг успешно действующих компаний с высокой скоростью совершенствуются и изменяются. К изменениям существующей экономики привело развитие таких технологий как мобильный интернет, социальные сети, искусственный интеллект, Big Data, облачные технологии, роботы нового поколения, дополненная реальность, интернет вещей и блокчейн. Цифровые технологии важны не сами по себе, они являются катализаторами развития других сфер экономики. В качестве примера можно привести такую инновацию, как использование возобновляемых источников энергии. За счет циклического характера процессов, протекающих в природе, некоторые источники пополняются при прохождении полного цикла, что позволяет использовать их регулярно в энергетической отрасли. Однако, энергия, полученная из солнечных или ветровых источников, имеет не очень надежный характер, так как ее количество напрямую зависит от погодных условий. Именно поэтому использование возобновляемой энергии носит неравномерный характер – ее либо дефицит, либо, напротив – излишек. Когда же источники возобновляемой энергии подключаются к «умной сети», то данная энергия может перераспределяться в зависимости от ее производства и потребления. Таким образом «умные сети» и использование цифровых технологий делают возможным применение инноваций во всех сферах экономики.