Во вторник, 11 февраля, глава правительства России Михаил Мишустин на встрече с предпринимателями Новгородской области заявил, что малый и средний бизнес в 2020 г. сможет получить 1 трлн руб. льготных кредитов в рамках соответствующего национального проекта, сообщает ТАСС. И это только начало. По словам премьера, в последующие три года программы льготного кредитования будут расширены еще втрое. В результате до 2024 г. субъектам малого и среднего предпринимательства по субсидированным ставкам будет выделено 10 трлн руб. Председатель правительства сделал еще одно важное заявление: «Без развития малого и среднего предпринимательства невозможно добиться благополучия в малых городах». Приче он добавил, что поддержка бизнеса поможет увеличить доходы населения и выдвинуть Россию в топ-5 крупнейших экономик мира. Национальный проект «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы требует, чтобы к 2024 г. доля малого бизнеса в ВВП взмыла с 22% до 32%, а число занятых в секторе выросло на 5,8 млн человек (до 25 млн). Однако, до прихода на пост председателя правительства М. Мишустина, в первый год реализации проекта ничего не получалось. Прошлым сентябрем Счетная палата сообщила, что до предпринимателей дошли лишь 0,1% средств, заложенных для них в бюджете. Деньги растворялись в госструктурах, которые призваны быть посредниками между государством и бизнесом, включая федеральные министерства, Фонд развития промышленности, Корпорацию МСП и т.д. Примерно так было и с программой поддержки бизнеса 2014-17 гг., которая стоила бюджету 120,5 млрд руб. Вместо роста объем кредитов сократился, а доля займов с господдержкой не превысила 5%. Чтобы признать программу выполненной, отмечала СП, целевые показатели пришлось снизить вчетверо. В 2014 г., к примеру, требовалось создание 108 тыс. рабочих мест в секторе МСП, а к 2017 г. эту планку снизили до 25 тыс. Теперь М. Мишустин демонстрирует полную решимость довести деньги до получателей с минимальными потерями. И это не первое дело, которое принято считать безнадежным, и за которое взялся М. Мишустин. На днях вверенное ему правительство возобновило обсуждение идеи резко снизить страховые взносы – «налог на труд» который составляет 30% и который платит работодатель за каждого сотрудника. Об этом «Ведомостям» сообщили три федеральных чиновника. Эту идею рассматривало и правительство Дмитрия Медведева. Не удалось. Сейчас компании платят с каждой зарплаты каждого работника 22% в Пенсионный фонд, 5,1% – на обязательное медицинское страхование и 2,9% – на социальное страхование. Если зарплата выше 1,29 млн руб. в год (107 тыс. руб. в месяц), то ставка пенсионных взносов снижается до 10%. Взносы на социальное страхование обнуляются при зарплате свыше 990 тыс. руб. в год (75 тыс. руб. в месяц). Новое правительство рассматривает различные варианты снижения общей ставки – с 30 до 23-25%. По словам источников, пониженная ставка для относительно высоких зарплат может быть отменена. По-прежнему непонятно, как правительство намерено компенсировать доходы, которые выпадут в результате реформы. В 2019 г. власти собрали с бизнеса и населения в виде страховых взносов 7,966 трлн руб. Из них 5,246 трлн руб. поступило в бюджет Пенсионного фонда, 2,019 трлн руб. – в фонд ОМС и 700 млрд руб. – в Фонд соцстрахования. Бюджет-2020 предполагает увеличение сборов до 8,5 трлн руб. Значит, снижение ставки до 23% обойдется примерно в 2 трлн руб. недополученных доходов. Если снизить ее до 25%, возникнет дыра размером около 1,4 триллиона рублей. Профицит федерального бюджета-2020 запланирован на уровне 876 млрд руб. Эта сумма должна уйти на скупку валюты для пополнения Фонда национального благосостояния, равно как и еще 1,7 трлн руб., которые Минфин займет на рынке ОФЗ. В консолидированном бюджете профицит – 798,5 млрд руб. в 2020 г., 574 млрд руб. – в 2021г. и 378 млрд руб. через год. Рассматривается отмена механизма стабилизации цен на бензин – обратного акциза, который бюджет начал выплачивать нефтяникам, когда цены взлетели в 2018 г. Но это покроет меньше четверти от нужной суммы – порядка 350-400 млрд руб. в год. Оставшуюся часть бюджет может получить от полной отмены льгот для нефтегазовых компаний, которые составляют 1,6 трлн руб. в год. Но это чревато медленной смертью всей угледовородной отрасли, у которой быстро ухудшается ресурсная база. Старые советские месторождения истощаются, а новые нерентабельны при нынешних ценах и уровне налогообложения. По оценке Минэнерго, без снижения налогов Россия к 2035 г. может потерять почти половину текущей нефтедобычи – 243 из 553 млн тонн в год. Источник: Сетевое издание “Экономика и жизнь” [ http://www.eg-online.ru/news/414744/ ]