Правительство РФ утвердило критерии отнесения деятельности юридических лиц и ИП к определенной категории риска, определяющих частоту плановых проверок со стороны ФАС. Категоризация для антимонопольного регулирования вводится в рамках применения риск-ориентированного подхода. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2018 г. № 213 [ http://government.ru/docs/31552/ ] вводит три категории риска: средний, умеренный и низкий. К категории среднего риска отнесены торговые сети с выручкой от реализации товаров свыше 400 млн рублей и хозяйствующие субъекты, которые являются субъектами естественных монополий или осуществляющие регулируемые виды деятельности, с размером необходимой валовой выручки более 10 млрд рублей. В отношении них плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года. К категории умеренного риска отнесены хозяйствующие субъекты, имеющие выручку свыше 10 млрд рублей, действующие в сферах производства и продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий, предоставления медицинских услуг, услуг связи, транспортных услуг, жилищно-коммунального хозяйства, транспортировки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам и т.п. Плановые проверки таких организаций проводятся не чаще одного раза в пять лет. «Стоит отметить, что Указ Президента Российской Федерации об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции предусматривает внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля, – сообщил замглавы ФАС Сергей Пузыревский. – Антимонопольная служба уже перешла на риск-ориентированный подход в гособоронзаказе, теперь пришла очередь и сферы антимонопольного регулирования. План проверок на 2018 год составлен ФАС России уже с учетом положений принятого постановления Правительства РФ». В отношении хозяйствующих субъектов, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут. Принятые решения будут способствовать снижению издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с проведением в отношении них государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, отмечают авторы документа. Заместитель исполнительного директора “ОПОРЫ РОССИИ” Иван Ефременков: “Мы поддерживаем нововведения, относящие большинство малого и среднего бизнеса к категориям низкого риска. Это означает, что плановые проверки в отношении данных хозяйствующих субъектов проводиться не будут. Тем более, что до конца 2018 г. с уже действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса”. “ОПОРА РОССИИ” обращает внимание на следующее: 1. Риск-ориентированный подход распространяется только на плановые проверки. А ФАС в 2017 г. 97 % всех проверок провел внепланово. Поэтому введенные критерии будут касаться только 3 % проверок. 2. Согласно утвержденному Правительством постановлению, иммунитет в отношении проверок малого торгового бизнеса распространяется только для компанией с выручкой до 400 млн. руб. В отношении торговых компаний с бОльшим оборотом проверки будут проводиться (не чаще чем раз в три года). Однако, сейчас к малому бизнесу относятся компании с оборотом до 800 млн. руб. и на них распространяется мораторий на плановые проверки. Виды деятельности Субъекты естественных монополий1 и субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности2 , имеющие размер необходимой валовой выручки за предыдущий год свыше 10 млрд. рублей Хозяйствующие субъекты, имею- щие выручку за предыдущий год свыше 10 млрд. рублей Иные хозяйствую- щие субъекты Торговая деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, за исключением субъектов, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации) от реализации товаров за последний год не превышает 400 млн. рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 млн. рублей категория среднего риска категория среднего риска категория среднего риска Производство и продажа лекарственных препаратов, медицинских изделий; медицинские услуги; услуги связи; транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; производство электрической и тепловой энергии; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; строительство, реконструкция, ремонт объектов железнодорожной и дорожно-транспортной инфраструктуры категория среднего риска категория умеренного риска категория низкого риска Иные виды деятельности, не указанные в позициях 1 и 2 категория среднего риска категория низкого риска категория низкого риска 1 Включенные в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль в соответствии с Федеральным законом “О естественных монополиях”. 2 Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). 3 Если общая выручка хозяйствующих субъектов от указанных в позиции 2 видов деятельности составляет более 10 процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год. Источник: opora.ru [ http://opora.ru ]