Цифровая экономика затронула все сферы нашей жизни, и подтверждение этому – активное пользование более 90 миллионами российских граждан ресурсами интернета, причем около 86% пользуются ими ежедневно, то есть фактически постоянно находятся в режиме онлайн. За совсем непродолжительный промежуток времени от больших и тяжелых стационарных компьютерных машин мы пришли к компактным, легким и очень производительным устройствам. На сегодняшний день проведенное за просмотром контента с мобильных устройств время, превышает время просмотра телевизора. Это говорит о мобильности цифрового мира, об изменении самого подхода к потреблению контента и о его большей доступности. Люди, привыкая к получению и потреблению информации в «мобильном формате», формируют новые требования для государства и бизнеса по предоставлению продуктов и услуг качественно нового уровня, что ещё больше меняет динамику и поток информации. Мир стоит на пороге цифровой революции. Появление искусственного интеллекта, интернета вещей и других цифровых технологий позволяет собирать, хранить, обрабатывать и передавать данные с целью оптимизации бизнес-процессов или даже их полного переустройства. Сами по себе полученные данные в необработанном виде не представляют особой ценности. Однако, бизнес научился извлекать максимум прибыли из больших баз данных. С помощью «переработки» данных и их анализа выявляются потребности людей, а также определяются продукты и услуги, наиболее востребованные на данный момент. Поэтому цифровая трансформация с позиции государства представляет собой не просто внедрение инновационных решений на основе обработки больших массивов данных, но и изменение всех бизнес-процессов для предложения востребованной продукции потребителям и сохранения конкурентоспособности компаний. Для того, чтобы цифровая трансформация стала одновременно и связующим, и изменяющим элементом, нужен полный пересмотр взаимодействия между государством, гражданами и бизнесом. Результатом взаимодействия этих ключевых элементов должен стать новый способ коммуникации – динамичный, быстрый и точный. К примеру, появление новых форматов образования позволяет уже сегодня дистанционно получать передовые знания от ведущих университетов мира. При формировании новых продуктов и услуг клиентоцентричность становится основным понятием. Получение персонализированных данных о клиенте с учетом его индивидуальных потребностей, делает рынок урбанизированным – появляется большое количество агрегаторов и цифровых платформ, позволяющих клиенту обозначить свою потребность и в режиме «одного окна» получить всё необходимое от поставщика услуг, в том числе и государственного. Крупные и мелкие компании встают на путь цифровизации, внедряя сквозные цифровые решения в надежде на оптимизацию и сокращение издержек бизнеса. При этом, у них часто отсутствует общая стратегия видения цифрового развития в целом и наблюдается нехватка цифровых компетенций. Компании, внедряющие инновации, становятся ключевыми двигателями развития цифровой экономики. В свою очередь, развитие цифровой экономики ведет к повышению качества жизни граждан, росту покупательской способности, новым возможностям трудоустройства, более комфортным условиям для жизни, повышает доступность медицины, образования, в том числе и в удаленных регионах, способствует национальной и экономической безопасности, предоставляет гражданам новые удобные сервисы и услуги. Цифровая трансформация дает огромные возможности для развития экономики нашего государства. Оптимизация производственных процессов, логистических цепочек, открытие новых рабочих мест позволяют значительно нарастить ВВП. Поэтому, уже сегодня можно говорить о начале формирования нового цифрового государственного управления, основанного на клиентоцентричности, принципах гибкой обратной связи, создании концепции «Государство как платформа», объединяющей государство, граждан и бизнес в единую экосистему, появлении нового цифрового гражданства и систем социальной оценки. Стоит отметить, что развитие таких мировых трендов, как сбор большего объема данных, усложнение алгоритмов и подключение устройств в единую экосистему формирует для нашего государства ряд требований и задач, включающих создание цифровых платформ, внедрение новых технологий, умение работать с данными, а также понимание как наиболее эффективно использовать их для повышения качества жизни и дальнейшего оказания новых цифровых услуг. Государственному управлению на сегодняшний день наиболее важным является четкое понимание того, как интегрировать бизнес в решение важных экономических задач, определить перспективность отраслей для внедрения прорывных технологий, пересмотреть заложенные на сегодняшний день процессы в государственной службе, чтобы понять какие из них можно усовершенствовать, а от каких лучше отказаться или выстроить заново.