До конца 2025-го экономика региона возрастет на 1 трлн рублей, а средний уровень зарплат жителей региона поднимется на 10 тысяч рублей — с нынешних 47,6 тыс. рублей до 58,5 тыс. рублей, заявил министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев на пресс-конференции в среду, 13 июля. Руководитель органа исполнительной власти также ответил на несколько вопросов «Краснодарских известий».
Прогноз развития экономики Краснодарского края — базовый. Скорее, он полон оптимизма.
Объем валового регионального продукта (ВРП) Краснодарского края к концу 2022 года составит порядка 3,5 трлн рублей. Экономика края точно растет быстрее, чем в целом российская.
— Экономика Краснодарского края приросла на 0,5 процентных пункта. Пик падения был пройден в марте-апреле. По обороту субъектов МСП мы уже вышли к цифрам, которые были до начала военной спецоперации на Украине. Мы ожидаем, что уровень безработицы в крае расти не будет. Сегодня он составляет 0,6%. И расти он точно не станет. Амбиции Краснодарского края — войти в пятерку экономик страны, перешагнувших рубеж ВРП в 4 трлн рублей,
— сказал Алексей Юртаев.
Он отметил: согласно базовому сценарию в ближайшие три года экономика Кубани прирастет на 1 трлн рублей — до 4,3-4,5 трлн рублей. Это на 6,8% выше показателя 2021 года.
Министр отметил несколько ключевых особенностей экономики Краснодарского края. В структуре пять отраслей: промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, туризм и логистика. Доля в структуре экономики каждой из них не превышает 15%. Если одна проседает, «выстреливают» остальные.
— Видим, как работают антикризисные меры, принимаемые в Краснодарском крае: их уже порядка 80 на сегодняшний день. Ключевая поддержка бизнеса направлена на инвестиционное развитие. На создание условий, в которых предприниматели могут получить дешевые деньги. Долгосрочные займы под 4-6% годовых без ограничений по суммам. Мы работаем над созданием краевой экономики предложений, помогаем предпринимателям получить ресурсы для развития.
Введенные санкции отразились и на концепции и стратегии реализации Южного импортно-экспортного хаба. Согласно проекту до 2030 года в крае выстроится система взаимосвязанных транспортных узлов. Хаб выстроит стратегию взаимодействия и комплексного развития с Транскавказским коридором и Каспийским хабом. Регион получит глобальный конкурентоспособный механизм развития торгово-транспортно-логистической системы Юга России. Реализация данного проекта будет способствовать повышению связности курортных территорий внутри Краснодарского края, снятию напряженности на подъездах к Черному морю и увеличению пассажиропотока.
Он будет состоять из нескольких транспортно-логистических узлов: Краснодар, Новороссийск, Темрюкский и Туапсинский районы. Проект обеспечит региону 10,2 тыс. рабочих мест и превратит Краснодарский край в «основные ворота страны для экспорта-импорта». Это все, что востребовано на мировых рынках.
— Изначально предполагалось, что Кубань будет конкурировать за ресурсы с ведущими европейскими странами. Но санкции, конечно, внесли свои коррективы. Сейчас международные индикаторы становятся токсичными. Но стратегия не изменилась. Мы переориентируемся на внутренний рынок. Механизм предстоит обновить. Очевидно, что грядут структурные изменения. Транспортные потоки будут переориентированы с севера на юг, а не наоборот, как планировалось ранее. Новые механизмы прорабатываются. Свидетельство тому — крупные федеральные инфраструктурные дорожные проекты. Два из пяти реализуются на территории Краснодарского края.
В 2023 году в регионе заработает новый пилотный проект: пассажирские перевозки переведут на брутто-контракты. «Полигоном для испытаний» станет Сочи, в приоритете — города побережья Черного моря: Анапа, Геленджик.
Уже понятно, что по Сочи нагрузка на краевой бюджет увеличится примерно на 1 млрд рублей в год.
Организация пассажирских перевозок по брутто-контрактам уже налажена в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Новокузнецке и Пермском крае. Главная проблема введения такой системы — ее дороговизна.
— Во-первых, это та сфера, за которую нужно платить. Вне зависимости от того, сколько пассажиров перевез перевозчик. Там нет экономики. Регион — заказчик, он выставляет требования, за это нужно платить. Во-вторых, неважно, каким образом приобретается подвижной состав. Важно, чтобы троллейбус, автобус или электробус был определенного качества. Нам не нужно выделять на это деньги. Производители готовы поставлять перевозчикам транспорт в кредит. По предварительной оценке, самым затратным для бюджета региона городом для перевода перевозчиков на брутто-контракты станет Краснодар.
Прямые инвесторы, которые работают на территории края, в основном остались. Примерно 15% производителей испытали проблемы на производстве.
— Например, крупнейший производитель сельхозтехники «КЛААС» испытывает сложности с поставками некоторых деталей из-за рубежа. Это связано с тем, что требуемые комплектующие могут оказаться двойного назначения. Да, иностранные компании приостановили инвестпрограммы. И мы не ожидаем от них роста в нынешнем году. Но в основном производство продолжает развиваться. Оно рентабельно. Из РФ вышел ряд иностранных компаний. В результате рынок высвободился на 4 трлн рублей. Ждем замещения. Свято место пусто не бывает.
Алексей Юртаев добавил, что сильно пострадали кинотеатры, которые лишились контента — проката зарубежных кинокартин.
— Но мы отмечаем, что вырос интерес к театральным проектам. Сегодня залы хорошо заполняются,
— добавил министр.
Спикер уверен, что бизнес Краснодарского края сегодня оказался в уникальной ситуации: предприниматели имеют возможность получать на развитие дешевые деньги.
— Мы сегодня создаем экономику предложения, формируем максимально комфортные условия для развития бизнеса. Таких возможностей, как сейчас, уверен, больше не представится. Сегодня в крае больше 80 мер поддержки для предпринимателей.
Алексей Юртаев, министр экономики Краснодарского края:
«В 2021 году мы перешагнули порог в 3 трлн рублей и считали, что эта амбициозная отметка, которую необходимо превзойти. Мы долго к этому шли, и этот уровень, по сути, преодолен: порядка в 3 трлн 200 млрд рублей оценивается наш ВРП. До конца текущего года объем ВРП у нас составит порядка 3,5 трлн рублей, а к 2025 году этот показатель увеличится до 4,3-4,5 трлн рублей».
Источник: Краснодарские известия